Долгожданные поправки внесены

Адвокат АК № 2 ВОКА № 1 Елена Михайловна Кулакова

Никакое правосудие не состоятельно без адвокатуры. Государства, претендующие на то, чтобы называться правовыми, имеют в своем законодательстве нормы, закрепляющие обязательные принципы открытости и состязательности судебного разбирательства, гарантирующие каждому человеку право на получение квалифицированной юридической помощи.

Такие положения имеются и в Конституции Российской Федерации. Статья 123 указывает на то, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Статья 48 Основного Закона РФ указывает на то, что каждый задержанный и заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката, защитника с момента задержания и заключения под стражу или предъявления обвинения.

Вряд ли кто будет спорить с тем, что по-настоящему состязательным процесс может быть только тогда, когда стороны, суд, прокурор, адвокат, действительно процессуально равны в своих возможностях. Вместе с тем, надо учитывать и то, что Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации » определяет адвокатуру как институт гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с этим в адвокатской и юридической среде в последний год были жаркие дискуссии, множество неоднозначных мнений, предложений о повышении правового статуса адвоката, повышении значимости адвокатского запроса и усилении роли Федеральной палаты адвокатов России, в части создания специальной комиссии по этике и стандартам.

Шли долгие обсуждения и на государственном уровне. В результате 17 мая 2016 Федеральный закон принят Государственной Думой и 25.05.2016 одобрен Советом Федерации.

2 июня 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

С момента принятия Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а он был принят 14 лет назад, эти новшества внесли наиболее существенные изменения в законодательство, которое регламентирует адвокатскую деятельность и положение адвоката. Рассмотрим их.

В соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон), адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики, а также иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

Указанному праву корреспондирует обязанность данных органов и организаций в установленный срок выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.

Ранее, до внесения изменений, сложилась ситуация, при которой имелась обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, других организаций выдавать адвокату запрошенные им документы в установленный законом срок, однако, в случае неисполнения этой обязанности, к сожалению, действующим законодательством никакой ответственности установлено не было. Что несомненно влияло на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон в судебном процессе, на право граждан на получение квалифицированной юридической помощи в полном объеме.

Теперь же Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дополнился новой статьей 6.1, в которой вводится понятие «адвокатский запрос», устанавливаются сроки его исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, указываются основания для отказа адвокату запрошенных сведений. Кроме этого вводится ответственность за неисполнение запроса адвоката.

«Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос)». Так звучит новая статья 6.1 в Законе.

При этом, необходимо заметить, что требования к порядку оформления и направления адвокатского запроса будут определены Министерством юстиции в течение 6 месяцев со дня вступления изменений в законную силу, то есть до 13 декабря 2016 года.

На адвокатский запрос в письменной форме органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации обязаны ответить в тридцатидневный срок. Однако, указанные органы и организации вправе увеличить количество дней на ответ еще на 30 дней.

Обращает на себя внимание важное обстоятельство о том, что вводится норма, в соответствии с которой в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае нарушения требований к форме адвокатского запроса.

Так вправе отказать в ответе на адвокатский запрос в случае:

В случае же неправомерного отказа вводится ответственность в виде штрафа от 1.000 до 3.000 руб.

В статье 15 Закона уточняется порядок присвоения претенденту статуса адвоката и выдачи ему соответствующего удостоверения.

Теперь удостоверение адвоката подтверждает право беспрепятственного доступа в связи с осуществлением профессиональной деятельности в здания:

Статья 17 Закона дополнилась строгим положением, в соответствии с которым статус адвоката может быть прекращён в случаях незаконного использования и (или) разглашения им информации, связанной с оказанием помощи доверителю, либо систематического несоблюдения установленных требований к адвокатскому запросу.

«Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу».

Адвокаты, разгласившие информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом, будут нести ответственность как должностные лица.

Так статья 5.39 КОАП РФ и статья 13.14 КОАП РФ дополнены примечанием следующего содержания: «Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.», то есть за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, влечет наложение штрафа на адвоката от 4.000 до 5.000 руб.

Изменение, внесённое в статью 21 Закона, предусматривает теперь, что правом учредить адвокатский кабинет может воспользоваться адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Среди учредителей коллегии адвокатов также должно быть не менее двух адвокатов со стажем не менее пяти лет.

Так в новой редакции Закона указано:

Статья 31 Закона уточнила полномочия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, в частности по отмене незаконных решений адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также закрепила важное право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов адвокатского сообщества.

В соответствии со ст. 35 Закона теперь Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, в исключительных случаях, имеет право возбудить в случаях, предусмотренных Законом, дисциплинарное производство в отношении любого адвоката, если получит сведения, что тот нарушил нормы Закона об адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката или же не исполнил свои обязанности.

Закон дополняется новой статьей 37.1 о полномочиях и функциях создаваемой Комиссии по этике и стандартам, которая будет являться коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, разрабатывающим стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности, дающим обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения кодекса профессиональной этики адвоката, а также осуществляющим в соответствии с кодексом профессиональной этики адвоката и регламентом комиссии по этике и стандартам иные полномочия.

Примечательно, что в состав Комиссия, кроме Президента Федеральной палаты адвокатов, адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов, представителей федерального органа юстиции, войдут представители от Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Комиссия по этике и стандартам будет разрабатывать для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности.

Кроме этого Президент России Владимир Путин подписал поправки в Кодекс административного судопроизводства РФ, которые убрали из кодекса несуразные нормы, обязывающие адвоката предъявлять суду документы о высшем юридическом образовании.

Так, Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статьи 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» изменена ч. 3 ст. 55 КАС. Ранее в ней говорилось, что «представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия». В новой формулировке указано: «Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители – документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия».

В этой связи указанным Законом изменена часть 4 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства РФ. Теперь в ней четко изложено, что «полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью».

Уверена, что Закон пополнился важными правовыми нормами и Адвокатура идет по верному пути. Все изложенные выше изменения в Законе должны способствовать улучшению деятельности адвокатуры как института гражданского общества, объективно устанавливать в правоприменительной практике должный баланс интересов сторон.